Рухани Жаңғыру

Методические рекомендации Программы «Рухани жаңғыру»

Версия 13.12.2017

Методические рекомендации для проектного персонала, участвующего в реализации Подпрограммы «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ»

Программы «Рухани жаңғыру»

     Для достижения цели и конечных результатов Подпрограммы «Тәрбие және білім» Программы «Рухани жаңғыру» (далее – Подпрограмма)  применяется методология проектного менеджмента, которая предусматривает создание соответствующей проектной организационной структуры.

Управление Подпрограммой «Тәрбие және білім» осуществляется на основе Национального стандарта Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами» СТ РК ISO-21500 – 2014, а также с использованием инструментов методологии «Agile».

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Программной статьей Главы Государства определены 6 направлений модернизации общественного сознания:

  • конкурентоспособность;
  • прагматизм;
  • сохранение национальной идентичности;
  • культ знания;
  • эволюционное, а не революционное развитие Казахстана;
  • открытость сознания.

Указанные направления позволяют сформировать критериальный аппарат для измерения уровня достижения поставленных целей.

Цель Подпрограммы «Тәрбие және білім»: Конкурентоспособная, прагматичная, сильная, творческая, патриотичная и проактивная личность единой нации, фундаментом успешного будущего которой являются воспитание и культ знаний.

Реализация Подпрограммы «Тәрбие және білім» планируется в три этапа.

Первый этап – 2017 — 2020 годы

Задачи этапа:

  • процессы целеполагания, в том числе разработка и утверждение целей и показателей результатов Подпрограммы «Тәрбие және білім» на среднесрочный и долгосрочный периоды, формирование критериального аппарата и инструментов для измерения уровня достижения поставленных целей (индикаторы, методы исследований и измерений, др.);
  • вовлечение педагогической, ученической, родительской общественности, населения, представителей бизнеса и общественных институтов, в том числе НПО и молодежных организаций в реализацию Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
  • внедрение IT-платформы для эффективного управления Подпрограммой «Тәрбие және білім» и создание условий для активного участия гражданского общества в реализации социальных проектов и мероприятий;
  • развитие внутренних и внешних коммуникаций для информационного сопровождения Подпрограммы «Тәрбие және білім» и обеспечения эффективной «обратной связи» через СМИ, в т.ч. социальные сети;
  • инициирование, планирование, реализация, мониторинг и корректировка, завершение проектов и мероприятий, направленных на решение первоочередных задач Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
  • создание эффективной проектной инфраструктуры, а также системы мониторинга и оценки достигнутых результатов проектов и мероприятий Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
  • внедрение системы непрерывного обучения и подготовки проектного персонала, а также стандартизация процессов управления проектами Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
  • разработка и внедрение необходимой нормативно-правовой базы.

 

Второй этап – 2021 — 2025 годы

Задачи этапа – завершение реализации ключевых проектов и достижение среднесрочных целевых индикаторов и показателей результатов, а также оценка динамики изменения общественного сознания по критериям, сформированным на первом этапе.

 

Третий этап – 2026 — 2030 годы

Задачи этапа – достижение долгосрочных целевых индикаторов и оценка достигнутых результатов Подпрограммы «Тәрбие және білім».

Для оптимизации управленческих процессов Подпрограмма «Тәрбие және білім» декомпозирована на 3 базовых направления, каждое из которых имеет соответствующую цель:

  1. «Отаным – тағдырым». Формирование молодого поколения с высоким уровнем гражданственности и патриотизма.
  2. «Өлкетану». Привитие обучающимся интереса к изучению родного края, приобретение ими знаний и навыков по реализации краеведческих проектов и формирование проактивной позиции к развитию малой родины.
  3. «Саналы азамат». Создание условий, способствующих самореализации каждой личности с проактивной жизненной стратегией на основе общечеловеческих ценностей, творческой и профессиональной конкурентоспособности, готовой к принятию и преодолению вызовов окружающего мира и удовлетворенной качеством своей жизни. Формирование среди казахстанцев культуры познания через систему мер по поддержке самообразования и образования в течение всей жизни и активации «моды на чтение».

базовые направления состоят из 19 проектов:

 Проекты базового направления «Отаным – тағдырым»:

  1. «Ұстаз — өзгерістер елшісі» — модернизация сознания педагогов реализована через систему мер по их поддержке и профессиональному развитию.
  2. «Исследование уровня гражданского самосознания обучающихся» — методология и социологическое исследование уровня гражданственности, патриотизма и осознания национальной идентичности обучающихся                             ( только на уровне РК).
  3. Развитие детско-юношеского движения и общественных объединений- долгосрочная (не менее 6 лет участия в детей и молодежи от 7 до 16 лет) обновленная программа развития детско-юношеских движений и общественных объединений на основе ценностей «Рухани жаңғыру».
  4. «Сөз – тілдің қөркі» — развитие национальной идентичности путем приобщения обучающихся к творчеству классиков и современных поэтов, и мыслителей Казахстана (республиканские Абайские и региональные Абайские, Мукагалиевские, Илиясовские, Махамбетовские, Иассауские литературные чтения, языковые фестивали, конкурсы, смотры, айтысы, дебаты и др.)
  5. «Өрле, Қазақстан!» — повышение уровеня культуры детей и молодежи, подъем национального духа и рост престижа организаций образования республики (участие в Параде детских и молодежных музыкальных ансамблей и оркестров).
  6. «Дарынды ұрпақ – ел болашағы» — развитие лидерства, конкурентоспособности, национальной идентичности и творческого самовыражения обучающихся через поддержку детских инициатив и участие в фестивале «Дети Казахстана в мире без границ!».

Индикаторы базового направления «Отаным – тағдырым»

  1. Доля педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах и дискуссионных площадках
  2. Доля обучающихся, вовлеченных в спортивные мероприятия и  детско-юношеские движения  и объединения
  3. Доля обучающихся, участвующих в литературных чтениях, лингвистических конкурсах, айтысах
  4. Количество обучающихся, охваченных конкурсом «Моя инициатива — моей Родине!»
  5. Количество обучающихся — участников кинофестиваля «Дети Казахстана в мире без границ!»

Проекты базового направления «Өлкетану»

  1. «Алтын адам» — разработка и издание учебника «Краеведение».
  2. «Менің Отаным – Қазақстан» — развитие детско-юношеского туризма и краеведения, организация экспедиции, походов, экскурсии и тд. родного края.
  3. «Тарих мұрасы» — повышение краеведческого образования, углубленного изучения истории, культуры и традиций родного края.
  4. «Табиғат бесігі» — формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям и личным вкладом в его развитие.

Индикаторы базового направления «Өлкетану»

  1. Доля обучающихся, охваченных эколого-краеведческой и туристской деятельностью
  2. Разработка и издание учебника «Краеведение» (в 16 регионах)

 Проекты базового направления «Саналы азамат»

  1. «Исследование уровня удовлетворенности качеством образования» — разработка методики исследования и определение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования, условиями для занятости обучающихся во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии (только на уровне РК).
  2. «Мир профессий» — профориентационная поддержка и осознание обучающимся своей индивидуальности и личностных ресурсов в процессе выбора будущей профессии.
  3. «Алтын қазына» — развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей обучающихся через художественное и декоративно-прикладное искусство.
  4. «Первый шаг к великим изобретениям» — формирование конкурентоспособной личности через развитие технического творчества с применением передовых высокотехнологичных методик и цифровых технологий.
  5. «Дарындылар елі» — совершенствование нравственного, эстетического воспитания и формирование коммуникативной культуры через театральную деятельность и приобщение к музыке.
  6. «Кітап – білім бұлағы» — создание новой казахстанской системы мер по повышению престижа книги, направленной на формирование среди казахстанцев «моды на чтение»и поддержке самообразования и образования в течение всей жизни.
  7. «Вusiness» — воспитание активной жизненной позиции у обучающихся, формирование умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность – компетенций необходимых для предпринимателя.
  8. «Отбасы әлемі» — сохранение в казахстанском обществе традиционных семейных ценностей, создание культа семьи, формирование среди молодого поколения конструктивного отношения к созданию семьи и ответственному родительству.
  9. «Ұлы дала жастары» — трансформация гражданского самосознания молодежи вузовской системы и программы «Болашак», направленная на самореализацию каждой личности с проактивной жизненной стратегией на основе общечеловеческих ценностей и конкурентоспособности, здорового прагматизма, креативного и предпринимательского мышления, готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни и вызовам современности.

Индикаторы базового направления «Саналы азамат»

  • Доля обучающихся, участвующих в форуме «Открываем мир профессий» и других профориентационных мероприятиях;
  • Количество обучающихся колледжей, участвующих в Чемпионате «WorldSkills Kazakhstan»;
  • Доля колледжей, создавших интерактивные профориентационные лаборатории (на основе модели профессиональных проб);
  • Доля обучающихся — участников — конкурса «Первый шаг к великим изобретениям», соревнований технического творчества и др.;
  • Доля обучающихся, участвующих в музыкальных и театральных проектах и мероприятиях: «Ақ шағала», «Театрдың ғажайып әлемі», фестиваль юных музыкантов и другие;
  • Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях декоративно-прикладного искусства: «Бояулар құпиясы», «Алтын қазына», «Город мастеров» и другие;
  • Доля школ и колледжей, , создавших бизнес-клубы под руководством бизнесменов;
  • Количество видеороликов обучающихся по итогам литературных интернет-конкурсов: «Дети читают стихи», «Лучшее видео чтение», «Лучшее аудио чтение» и другие;
  • Количество обучающихся школ и колледжей, разработавших бизнес-проекты по курсу: «Основы предпринимательства и бизнеса»;

Доля обучающихся колледжей, участвующих в стартапах и бизнес проектах;

Количество видеороликов обучающихся по итогам литературных интернет-конкурсов: «Дети читают стихи», «Лучшее видео чтение», «Лучшее аудио чтение» и другие (ПЛАН ВЫСТАВЛЯЕТСЯ РЕГИОНОМ) (ед.).

Количество мероприятий, направленных на развитие и пропаганду позитивной установки на семью и ответственное родительство (семейные конкурсы, школьные семейные клубы и др.) (ПЛАН ВЫСТАВЛЯЕТСЯ РЕГИОНОМ) (ед.).

 

Каждый проект состоит из 16 региональных  подпроектов.

Реализация указанных базовых направлений входит в сферу деятельности Министерства образования и науки, акиматов областей, городов Астаны и Алматы, организаций образования.

Каждое Базовое направление предусматривает реализацию проектов и мероприятий, необходимых для достижения целей Подпрограммы «Тәрбие және білім», которые включаются в Реестр проектов и мероприятий (далее – Реестр).

 

Важно! Обращаем внимание, что основным критерием включения любой инициативы в Реестр в качестве проекта/мероприятия является направленность на достижение целей и результатов соответствующей Подпрограммы. То есть, если предлагаемый проект/мероприятие не способствует достижению целей Подпрограммы, то его не следует включать в Реестр. Соответственно, важно не количество, а результативность и качество реализации проектов/мероприятий.

  1. ПРОЕКТНАЯ ОРГСТРУКТУРА  И УПРАВЛЯЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Уровень достижения цели и конечных результатов определяется соответствующими целевыми индикаторами и показателями, которые закрепляются в Уставе Подпрограммы «Тәрбие және білім».

Создание проектной оргструктуры обеспечивается путем разработки и принятия управляющих документов, а также закрепления за участниками Групп управления Подпрограммами (далее – Группа управления) соответствующих проектных ролей.

Требования к проектной оргструктуре и управляющим документам:

  1. Цели Подпрограммы, Базовых направлений, республиканских проектов и входящих в них региональных подпроектов и мероприятий должны быть измеримыми, реалистичными и определять конкретный срок достижения;
  2. Ответственность участников Группы управления должна быть персонифицирована и должным образом задокументирована;
  3. Участники Группы управления, выполняющие ключевые проектные роли (Главный менеджер и администратор Подпрограммы, Руководитель, менеджер и администратор регионального проектного офиса), должны быть полностью освобождены от текущей деятельности и выполнять проектные роли на 100% своего рабочего времени.

Управляющие документыобеспечивающие эффективную деятельность проектной оргструктуры Программы:

  • Устав Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
  • Планы управления 3 базовыми направлениями «Өлкетану», «Отаным – тағдырым», «Саналы азамат»;
  • Планы управления 19 республиканскими проектами;
  • Реестр проектов и мероприятий;
  • Архитектурная карта Подпрограммы;
  • Паспорт регионального (областного) подпроекта (приложение 1);
  • Паспорт (школьного, районного, городского, населенного пункта и т.д.) мероприятия (приложение 2);
  • Проектные задания;
  • Методические руководства и рекомендации для проектного персонала и другие документы.

Проектная оргструктура включает в себя:

  • Управляющий Совет Программы;
  • Экспертный Совет Программы и Группы экспертов Базовых направлений и проектов;
  • Офис управления Программой (далее – ОУП) (в т.ч. Коммуникационный Центр, Секретариат экспертного совета, Аналитический центр, Группа консультантов по проектному менеджменту, Группа контроля – госинспекторы ОГКиОТР Администрации Президента);
  • Группа управления Подпрограммой «Тәрбие және білім»;
  • Региональные проектные офисы (далее – РПО);
  • Региональные экспертные советы;
  • Команды проектов;
  • Руководители мероприятий.
  1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

         Проектные роли – функции и задачи, закрепленные за соответствующими лицами в уставах подпрограмм и проектов, а также в паспортах мероприятий. Не зависят от занимаемых должностей в государственных органах и иных организациях.

  1. Анализ проекта по методике «логфрейм» – проводится на основе логико-структурной матрицы. Позволяет сформулировать и четко описать ожидаемые конкретные измеримые результаты. Как правило, проводится с участием экспертов в соответствующей предметной сфере.
  2. Архитектурная карта Подпрограммы – документ в виде схемы, позволяющей визуализировать структуру Подпрограммы, а также систематизировать и сгруппировать проекты и мероприятия в соответствующие Базовые направления.
  3. Проектное задание – задача, выполнение которой выходит за рамки полномочий/возможностей проектного персонала и требует участия исполнителей других подразделений/организаций или иных третьих лиц. Как правило, оформляется за подписями Руководителей ОУП и соответствующей Подпрограммы, в регионе — РПО и Руководителя программы.
  4. Проектное задание направляется руководителю соответствующего подразделения/организации. Руководитель либо обеспечивает выполнение задачи в рамках текущей деятельности подразделения/организации, либо предоставляет одного или нескольких сотрудников Группе управления для ее выполнения.
  5. Стейкхолдеры (заинтересованные стороны) — физическое лицо и (или) группа лиц, юридические лица, государственные органы и иные организации позитивно или негативно воздействующие на осуществление проекта и на его интересы;
  6. Внутренние коммуникации – обеспечение внутренней среды взаимодействия и этики поведения проектного персонала, в том числе с помощью достоверной объективной информации, направленное на командный дух и атмосферу взаимного уважения и доверия.
  7. Внешние коммуникации – информационное взаимодействие со стейкхолдерами и внешней по отношению к Программе аудиторией путем получения обратной связи, ее анализа и поддержки через СМИ, включая социальные сети, а также краудсорсинг, встречи и другие средства коммуникаций.
  8. Управление проектным персоналом — процессы, методы, инструменты и процедуры для определения уровня квалификации и численного состава проектных команд, планирования и распределения исполнителей по рабочим местам, уровня ответственности, создания мотивации и необходимых условий и рабочей атмосферы для коллективной работы.
  9. Управление рисками — уточнение возможных рисковых событий и их источников, идентификация рисков и их качественный анализ через интервьюирование, мозговой штурм, экспертные методы, построение причинно-следственной диаграммы, моделирование, архивную информацию и другие.